Двухместные квадроциклы против одноместных
Клуб активного отдыха «Нет-Дорогам»
(812) 942 94 66
 

Двухместные квадроциклы против одноместных

С каждым годом квадроциклы (или мотовездеходы, ATV) становятся все более популярными в нашей стране. Интерес к этой легкой внедорожной технике растет как у спортсменов, так и у приверженцев активного отдыха, что служит стремительному развитию различных направлений квадроспорта и квадротуризма. Как известно, спрос рождает предложение, и на рынок хлынули разнообразные квадроциклы, различающиеся по мощности двигателя, компоновке, системе привода и ряду других параметров. Как сориентироваться в этом многообразии? Как определить, какая модель подойдет для Ваших целей лучше, а какая модель не подойдет вообще? Для того, чтобы выбор был сделан осознанно, необходимо, прежде всего, определить то, для чего квадроцикл Вам нужен. Но самый первый вопрос, на который необходимо себе ответить, это вопрос о том, собираетесь ли Вы ездить на квадроцикле с пассажиром. В случае если Вы исключаете езду вдвоем в принципе, то Вы можете выбирать как одноместные, так и двухместные модели. И у тех, и у других есть свои преимущества и свои недостатки.

 

Основные преимущества одноместных моделей – это меньший вес, меньший радиус поворота и условно больший клиренс (меньшая колесная база при равном дорожном просвете). Все это обеспечивает несколько лучшую проходимость квадроцикла (в первую очередь – геометрическую проходимость) в условиях густых лесов, ручьев и тяжелых болот. Именно поэтому одноместным моделям отдают предпочтение большинство спортсменов, участвующих в трофи-рейдах и других подобных соревнованиях.

 

Основные преимущества двухместных моделей, вне зависимости от количества ездоков – более предсказуемая управляемость и плавность хода на неровной поверхности, больший комфорт езды по кочкам, стабильность прохождения поворотов на скорости, а также повышенная устойчивость к опрокидыванию (особенно на склонах гор, холмов и оврагов). Однако главное преимущество двухместных моделей – возможность безопасной езды с пассажиром и грузом, а также с более значительным грузом при движении на квадроцикле без пассажира.

 

Многие продавцы сегодня предлагают специальные комплекты для переоборудования одноместных квадроциклов в двухместные. Также Вам могут предложить так называемые «псевдо-двухместные» или «полуторные» модели.

 

Разберемся, что это такое, и чем такие варианты отличаются от действительно двухместных моделей. Комплект переоборудования одноместного квадроцикла для езды вдвоем представляет собой пассажирское сиденье с крепежом. Это сиденье устанавливается позади водительского. «Псевдо-двухместная» модель представляет собой одноместную модель с удлиненным сиденьем, относительно достаточным для размещения двух человек, и иногда дополнительными подножками для пассажира и спинкой. В обоих случаях пассажирское место либо находится над задней осью, либо смещено за заднюю ось. Истинно двухместная модель квадроцикла конструктивно устроена таким образом, что и водитель, и пассажир, сидящие на своих штатных местах, расположены в базе между передней и задней осями квадроцикла. Для такого расположения двух человек между осями квадроцикла требуется больше места, чем для одного человека. Поэтому колесная база у двухместных моделей больше по сравнению с одноместными моделями. Рассмотрим, почему это важно и насколько это важно.

 

При прямолинейном движении квадроцикла с постоянной скоростью по ровной горизонтальной поверхности все его четыре колеса приблизительно равномерно опираются на грунт. При разгоне квадроцикла передние колеса разгружаются, а задние колеса нагружаются пропорционально ускорению. Крутящий момент, передаваемый от двигателя на колеса, порождает тенденцию к перевороту квадроцикла назад. Если Ваш пассажир находится «в базе» (перед задней осью), то вес его тела работает на противодействие этой тенденции тем больше, чем дальше пассажир находится от задней оси. При этом, чем больше его вес, тем эффективнее нейтрализуется тенденция к перевороту. Если пассажир находится над задней осью, то его вес нейтрален к тенденции к перевороту. Если пассажир находится за задней осью, то его вес увеличивает момент сил, усиливая тенденцию к перевороту тем больше, чем больше вес пассажира, и чем дальше он находитесь от задней оси.

 

Как только передние колеса квадроцикла начинают отрываться от грунта, положение Вашего тела и тела пассажира относительно задней оси смещаются. Если Вы оба находитесь «в базе», то у Вас есть больший запас по времени на реагирование и принятие корректирующих действий до того, как опрокидывание квадроцикла станет необратимым. Если в момент отрыва передних колес пассажир находится над задней осью, то положение его тела немедленно оказывается за задней осью, «работая» на тенденцию к перевороту. Если пассажир изначально находился позади оси задних колес, то и его вес изначально усиливал тенденцию к перевороту, частично компенсируя Ваш вес, действующий против переворачивания. При отрыве передних колес действие веса Вашего тела против переворачивания ослабевает (поскольку сокращается расстояние от его центра тяжести до задней оси), а действие веса пассажира, направленное на переворачивание квадроцикла, резко возрастет (поскольку увеличивается расстояние от его центра тяжести до задней оси). Но мы пока рассматривали лишь движение по ровной горизонтальной поверхности. Если Вы движетесь вверх по склону, то положение Вашего тела и положение тела пассажира относительно задней оси уже смещены назад, что в значительной мере усугубляет тенденцию к перевороту. Кроме того, любая кочка или иная неровность резко воздействует на передние колеса, подбрасывая переднюю часть квадроцикла вверх, и стремительно увеличивает тенденцию к перевороту.

В реальной жизни мы довольно редко ездим на квадроцикле по ровной горизонтальной поверхности. Как правило, езда представляет собой движение по пересеченной местности с короткими или длинными склонами, ямами, кочками и другими препятствиями, что обуславливает целую комбинацию сил, накладывающийся друг на друга, поэтому мы постоянно стараемся компенсировать тенденции к переворачиванию, изменяя положение своего тела. Но для этого необходима свобода перемещения тела относительно квадроцикла. При езде вдвоем на одноместном квадроцикле такая свобода существенно ограничена в силу ограниченного пространства между осями передних и задних колес, что в значительной степени препятствует своевременным корректирующим действиям, необходимым для сохранения устойчивости квадроцикла на неровной поверхности. А вовремя спрыгнуть с переворачивающегося одноместного квадроцикла при нахождении на нем вдвоем практически невозможно.

Исходя из изложенного, вполне очевидно, что ни удлинением сиденья, ни установкой дополнительного сиденья из одноместного квадроцикла двухместный квадроцикл сделать нельзя. Так почему в таком случае подобные комплекты продают? Почему некоторые производители квадроциклов пишут в характеристиках одноместного квадроцикла, что он двухместный или «полутораместный»? Ведь этим они вводят потребителя в заблуждение, подвергая жизнь людей серьезной опасности!

 

А отличить настоящий двухместный квадроцикл от разнообразных «псевдо» и «полутора» весьма просто: длина колесной базы настоящего двухместного квадроцикланикак не может быть менее 1440 мм, иначе пассажир неизбежно оказывается позади проекции задней оси.

Подводя итог всему сказанному, можно с уверенностью утверждать, что езда вдвоем на квадроцикле требует повышенного внимания, особой осторожности и достаточных навыков, как от водителя, так и от пассажира. Надо четко понимать, что езда с пассажиром на одноместном квадроцикле является безрассудством.

 

В нашем прокате квадроциклов Вы не найдете одноместных или псевдодвухместных, у нас только полноценные 2хместные квадроциклы!

 
 
Разработка HostingMedia